Региональный ресурсный центр по совершенствованию системы воспитания
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Оно обеспечивает духовное единство народа и объединяющих его моральных ценностей, политическую и экономическую стабильность. Именно поэтому вопросы духовно-нравственного воспитания особенно актуальны для современной образовательной системы.
Духовно-нравственное воспитание представляет собой многоплановый, целенаправленный процесс, способствующий усвоению норм и ценностей, принятых в обществе. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребёнка.
Духовная составляющая заключается в системе ценностей и идеалов, а также в формировании на этой основе определённой личностной мировоззренческой позиции.
Нравственная составляющая представляет собой развитие чувств, отношений и поведения, отражающих мировоззренческую позицию в социальной деятельности ребёнка, во взаимоотношениях с другими людьми и миром.
Содержание духовно-нравственного развития определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями, такими, как:
- патриотизм – любовь к России, к своему народу, к малой Родине;
- гражданственность - служение Отечеству, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания;
- семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших;
- труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание;
- искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор;
- природа – родная земля, планета Земля; и другие ценности.
Становление духовно-нравственных ценностей начинается в дошкольном детстве. Именно в этом возрасте происходит процесс усвоения ребёнком социальных требований, норм, которые становятся внутренним «Я» детской личности, содержанием побудительных мотивов его поведения. В результате такого усвоения ребёнок приобретает свою, особую систему эталонов ценностей, которые являются основой духовно-нравственного воспитания. Эти ценности условно можно объединить в две группы:
- семейные ценности (любовь, забота, доброта, сочувствие, традиции, уважение к старшим, забота о младших членах семьи, любовь к родному краю, бережное отношение к родной природе);
- культурные ценности (произведения искусства, фольклор, национальные праздники, уважение к труду и творчеству).
Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит его становление и развитие. В первую очередь, это духовная культура семьи и образовательного учреждения. Тот дух, который царит в семье и детском саду, оказываются определяющими в формировании внутреннего мира ребёнка.
В полной семье, где по жизни рука об руку идут мать и отец, женщина является хранительницей семейного очага, символом материнства и женственности, мужчина — защитником и опорой. Дети в такой семье окружены и любовью и заботой, а взаимоотношения между родителями играют основополагающую роль в формировании положительных личностных качеств ребёнка. Осознание ребенком своей роли в семье, понимание связи с близкими людьми, знание родословной, следование семейным традициям положительно отражаются на духовности и нравственности ребёнка.
Дошкольное образовательное учреждение также создаёт условия для усвоения духовно-нравственных норм и ценностей. Все направления современного дошкольного образования - социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие - перекликаются с духовно-нравственным воспитанием дошкольников. Педагоги детского сада осуществляют духовно-нравственное воспитание и развитие детей через организованную детскую деятельность на занятиях, во время чтения художественной литературы, в ходе бесед и сюжетно-ролевых игр, в процессе самостоятельной детской деятельности.
Работа по совершенствованию системы воспитания определена в "Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года", утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва.
В целях совершенствования системы духовно-нравственного воспитания, наше учреждение с 2020 года является региональным ресурсным центром по совершенствованию системы воспитания.
Данный проект «Ценностный ориентир», направлен на эффективную реализацию приоритетных задач государственной политики в сфере воспитания граждан Российской Федерации.
Цель деятельности инновационных площадок и ресурсных центров по совершенствованию системы воспитания – это воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей, хранимых в отечественных культурно-исторических традициях и передаваемых от поколения к поколению, и реализуется в сотрудничестве с другими социальными субъектами воспитания: учреждениями культуры, общественными объединениями, Калининградской Митрополией Русской Православной Церкви.
Приоритетные направления деятельности ресурсных центров
- формирование и становление уклада жизни на основе базовых национальных ценностей;
- разработка, апробация и реализация программ образовательной организации в сфере духовно-нравственного образования и воспитания с учетом ФГОС с целью их дальнейшей адаптации и применения другими образовательными организациями;
- обеспечение преемственности дошкольного и начального образования в сфере духовно-нравственного воспитания;
- развитие социального партнёрства образовательных организаций, в том числе с Калининградской епархией Русской Православной Церкви;
- развитие сетевого взаимодействия в сфере духовно-нравственного воспитания;
- распространение лучшего педагогического опыта.